Пленка или цифра? 

Идея этих интервью родилась у меня еще в ноябре 2022 года. Я даже отсняла фотоматериал, который будет использован в этой статье. По многим причинам проект не получил продолжения. 

Но, видимо, всему свое время, верно?

***

Речь пойдет о пленочной фотосъемке. Разговаривать я буду с фотографом, которого в нашем городе хорошо знают. 

Андрей Зубов, в настоящее время фотокорреспондент медиахолдинга РИА «Верхневолжье». Окончил Тверской государственный технический университет по специальности инженер. Фотограф-самоучка. Несколько лет подряд обучал студентов ТвГТУ и ТвГУ фотографии, а также работал преподавателем по направлению фотография в ЮНИУМ (федеральная сеть образовательных центров для школьников), выпустив группу учеников с полуторагодовым курсом о фото. Неоднократный лауреат региональных студенческих вёсен, и лауреат 2 степени в номинации «Фотография» на Российской Студенческой Весне — 2018 г.

  ***  

Мы пишем это интервью в Buna Buna. В оживленном кафе играет приятная альтернативная музыка. Мы садимся за столик у окна: я на стул, Андрей на диван. У нас обоих перерыв на обед между съемками. Он ест, я пробегаюсь глазами по списку вопросов в заметках, обновляя их в памяти, готовлюсь импровизировать, потому что запись будет вестись на мой телефон.

Включаю кнопку записи. Обратного пути нет.

Все это время мой Huawei лежит на пустом стаканчике из-под кофе, динамики телефона повернуты в сторону Андрея. Несколькими часами позже уже дома, проверяя запись, я узнаю, что его голос звучит чисто, мой слегка издалека, чуть громче музыки, игравшей на фоне. Получился «шутливый» подкаст. Кто знает, может быть, я доведу до ума и эту запись?

Андрей склоняется над моим телефоном, имитируя шипение, старых ретро пленок из 90-х. Смеется, наверное, еще не верит, что я сведу наш разговор о фото к серьезному интервью.


А вот и оно. Вам уже интересно? Тогда поехали!


Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери




«Многим становятся интересна пленка, ретро кары, пластинки, приставки. 

Все циклично».


Кристина: В чем, по-твоему, причина интереса современной молодежи к пленочным фотоаппаратам?

Андрей: Причина супер простая. Мы, рождённые в 90-е, — последнее поколение, которое видело, как наши родители, бабушки и дедушки снимали на пленку. Те моменты обычные и бытовые, как мы сидели на горшке с усами от морковного сока или ползали по полу. А поколение, рожденное в нулевых, уже не помнит такого и не имеет такого опыта. Поэтому для таких ребят это интересно вдвойне. Хотя, если углубиться, то и нам ещё как интересно должно быть!  Так как множество знаний о фото и тонкостях, связанных с этим искусством  из 19-20 веков, мало кто из нас может почерпнуть в книгах или же других источниках, а там столько всего интересного-фундаментального…

«Плёночный Ренессанс» сейчас в самом разгаре. Есть огромное количество видеографов, которые снимают на VHS камеры, и для других этот эффект кино и зерна супер необычен. Операторы выкладывают свои работы в Instagram (*запрещенная соц.сеть в РФ), и к ним идут именно за такой съемкой. Это не единичное явление. Многим становятся интересна пленка, ретро кары, пластинки, приставки. Все циклично. 

К: Расскажи, как ты дошел до жизни такой? Как начал снимать на пленку? Когда впервые взял в руки аналоговый фотоаппарат?

А: Как я пришел в пленочную фотографию? В двух словах — мне надоело крутить сырые raw-файлы. Ну, а если серьезно, то надо вспомнить год, когда я вообще начал.

К: Ну, хочешь, я расскажу, как у меня было, пока ты вспоминаешь?

А: А, да давай!

К: У меня с папы началось знакомство с пленочной фотографией. У нас есть два Зенита. Отец снимал наши семейные фото на них. Проявлял в ванной, включал красную лампочку, развешивал там все. Никого не пускал. Я один раз только, по-моему, там была. К слову, мой выпускной тоже снят на пленку, у меня есть по фотке с каждого первого сентября. Только на первом курсе у меня появился цифровой аппарат. Маленький такой Canon A550. Конечно, не будем забывать про мобильную фотографию. До этого я часто снимала на пленку 24 кадра или 36, ходили проявляли в салон Kodak, там же пленку и покупали, потому что пропало желание проявлять дома и этим заниматься.

А: Не до этого стало?

К: Ну да, ритм жизни изменился.

А: Афигеть!

К: Так что для меня пленочная фотография была доступна и известна, поэтому стало интересно, как люди дошли до этого, почему снимают и увлекаются этим до сих пор. Хотя могу сказать, что у меня не было огромного выбора пленочных камер. Зениты отца лежали убранными на полку, их брать не разрешалось. А вот на маленькую мыльницу Kodak снимай что угодно. Первые селфи тоже были на них, до того как это стало мейнстримом. 

Сейчас мне легче «дышится на цифре».

Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери

А: У меня ситуация была иная. У нас был Kodak Star, в общем, мыльница такая, размером с кирпич, которая была практически в каждой семье. И мы снимали супер редко, наверное, с 90-х годов, со свадьбы родителей родители сняли всего пленок 10. Пленка для нас была не дешевым удовольствием. Чаще всего это была какая-нибудь супер бюджетная konica. 

Самое классное, что я недавно нашел в гараже, когда наводил порядок в хламе, коробку негативов. Там оказалась в тюбике советская чб плёнка со свадьбы моих родителей. А у нас напечатанная фотка с этой плёнки только одна, где они дома уже после ЗАГСа празднуют. И потом Миша мне отсканировал, и там оказалось очень много неизвестных мне фоток. 

Люди раньше столько всего снимали, все события на 36 кадров. А сейчас тысячи кадров делают. Но зато, если бы в гараже я нашел не пленку, а флешку, лет через 20-30, если бы ее в комп вставили, она бы вряд ли заработала. А негатив в этом плане вообще другое дело. Его отсканировал, и все с ним окей. Удивительно, что все сохранилось, у нас гараж заливало лет 14 подряд. 

То есть о пленочной фотографии я никогда не думал до определенного времени. Из-за чего? Наверное, из-за семейного достатка. И именно поэтому те редкие, снятые кадры так и ценились. И за все время моей сознательной жизни, пока все люди снимали на пленку, у нас в семье максимум пленок 10. Первое сентября всех младших классов, лето и Новый год у бабушки. Сами мы никогда не проявляли. Раньше на площади Капошвара были два магазина: «Океан» и «Голубой экран». Ну, вот в «Океане», была как раз таки будка Kodak. Мы вот туда все относили и сразу же печатали. Меня фотография вообще не интересовала до класса 9-10.

К: Вот дела!

А: Да, я видимо человек такой. Я просто понял в какой-то момент, что я визуал, и мне нравится ловить моменты и людей. Перфекционист до мозга костей, до какого-то момента был эстетом, но сейчас я немного от этого отошел. Полюбил всякую «грязь».

К: Документалистику?

А: Да. Грязь, она, может, внешне не красивая, но зато она показывает…жизнь.

К: Мы так до сути и не дошли. Где они эти истоки твоего знакомства с камерой?

А: Я в 10 классе ездил на «школьные сборы» в лагерь, и там, у девочки из другого класса была с собой камера. И я с этим дешевым Canon 1100 и объективом 18-55 мм два дня проходил. Для меня это было супер круто. Я в настройках даже сам разобрался. А так как я еще и инженер по образованию, мне стало все это интересно с технической точки зрения. Как фотоаппарат и объектив устроены, какие настройки ставить.

К: Искал кнопочку «шедевр»?

А: Ну типа того. Как снимать в супер сложных условиях, звезды, например.

Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери

 

«Я хотел, чтобы картинка была естественной по обработке, кадр цеплял моментом, чтобы фото вызывали эмоцию у смотрящего».  


А: С 11 класса я работал, купил первую кроп камеру, потом полный кадр Nikon D750, через два года на всероссийской студенческой весне, где взял лауреатство, спалил матрицу лазером на пробеге 247.000 кадров. Прикольно вышло: битые пиксели в виде большой медведицы. Эта камера, кстати, очень легко потом продалась. Потом был беззеркальный флагман от Nikon, я, кстати, был одним из первых, кто купил ее вообще в стране.

В то время я хотел, чтобы картинка была естественной по обработке, кадр цеплял моментом, чтобы фото вызывали эмоцию у смотрящего. Не хотел поддаваться моде на популярную «загорелую кожу». Мне хотелось создавать атмосферные живые кадры с объёмом и цветами близкими к плёнке.

Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери

К: В какой момент ты наконец-то начал снимать на пленку? Сделал это, чтобы больше не обрабатывать кадры?

А: Когда я год выкручивал цвета, обрабатывая фото под пленку. Захотелось вернуться к истокам, получить какие-то новые знания, чтобы в итоге еще лучше совершенствовать себя. И в один прекрасный момент я оказался на Трехсвятской у окошка кофейни «Coffe Way» и купил у Миши, который работал там, одну из первых своих пленок.


*Какого мистического Михаила все время упоминает Андрей, вы узнаете в ближайшем интервью. Следите за новостями!

А: Первый опыт с пленкой у меня был супер печальный. Шёл 2017 год, я поехал на Кавказ. С собой у меня был Зенит, и я зарядил в него, по тем временам дорогую пленку, (тогда она была дешевле, рублей 400 за катушку, сейчас она стоит 2000). Я приехал к другу, тот отвез меня с ночевкой в горы. И вот я отснял эти долгожданные 36 кадров. Начинаю сматывать плёнку, открываю крышку и замечаю, что пленка оторвана от катушки. И что снятые мной шедевры (наверное, нет) я никогда не увижу.

К: В тот момент не хотелось плюнуть и вернуться к старой и доброй «цифре»?

А: Ну, я люблю себя ругать и я так себя разнес тогда! Если бы у меня был опыт работы с Зенитом, я бы сразу заметил, что пленка порвалась. Но опыта у меня не было. Эта катушечка у меня до сих пор лежит в ящичке, как напоминание. Я начал снимать на все пленки, даже не разбираясь в них. Случайно выбирал пленки для таких мест и случаев, когда на них вообще не стоило снимать. Иногда получалась ерунда полная, а иногда что-то неплохое. Я так загубил одну плёнку в Питере, нацепив поляризационный фильтр на камеру, в которой стоял слайд, где уже был встроен этот фильтр. И получились очень темные кадры, еле различимые. И я, естественно, тогда этих всех тонкостей не знал, ничего не вытянуть было даже на обработке. Я тогда был, как те фотографы, которые думают, что камера и пленка за них все сделает. И это супер горький, но важный опыт. В 2018 году я уже брал свадьбы и снимал их на пленку.

У меня был один август, когда я снимал три дня подряд свадьбы на пленку и цифру. Я тогда еще не знал этого направления Fine art. Я брал на одну съемку и слайд, и просрочку, киношную пленку и чб, все вперемешку. И потом, когда ты это все проявляешь, начинаешь страдать от того, что очень сложно свести все к одному знаменателю, да и вообще к каждой плёнке нужен был свой подход. Это сейчас я могу уже назвать пленки, которые не стоит брать на съемку при палящем солнце, в полдень, а тогда — нет.

К: То есть, чтобы снимать на пленку качественно, нужно разбираться в каждой, знать ее особенности и способности?

А: Желательно да!






«Первый опыт с пленкой у меня был супер печальный». 




Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери

«Фотограф должен делать некоторые вещи подсознательно: брать камеру в руки и выстраивать композицию, помещать объект в нужное место. После опыта с пленкой ты гораздо быстрее закрепляешь эти знания».   

Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери

К: Как перестроился твой мозг и образ мысли, как фотографа, когда ты достиг определенного уровня мастерства в съемке на пленочные камеры?

А: Он сразу перестроился. Я на цифре стал беречь кадры. Это экономит память на флешке! (Смеется) Раньше пошел, 2000 кадров на концерте отснял, потом сиди часами выбирай, пытаясь собрать репортаж как лего. Теперь снял 200-300 кадров — 100 на выходе, и жить проще.

Фотограф должен делать некоторые вещи подсознательно: брать камеру в руки и выстраивать композицию, помещать объект в нужное место. После опыта с пленкой ты гораздо быстрее закрепляешь эти знания. Ты тратишь 1/100 секунды на все эти действия.

К: То есть пленочная фотография — это «умная фотография»? 

А: Ну можно и так сказать. Но это супер упрощенно.

Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери

К: Обрабатываешь ли ты пленку? Убираешь дефекты в фотошопе или подкручиваешь цвета уже на проявленном оцифрованном кадре? 

А: Хороший вопрос. Об этом, на самом деле, можно говорить часами и днями. Но, любая фотография, которую мы видим на экране, это своеобразная ложь. Истины в принципе не бывает, как художники пишут картины, часто приукрашивая, гиперболизируя и т. д. Сейчас объясню почему. Только надо настроится и вести 3 часа лекцию.

К: Не надо лекций! Давай проще как-нибудь.

 


«Ну, вот, например, ты покупаешь в магазине пиццу, приходишь домой и разогреваешь. Но ты не знаешь, какую муку добавляли в её тесто, где росли томаты и насколько они спелые, какая по свежести колбаса или сыр в ней. Ты уже не можешь поменять тесто и ингредиенты. Поэтому работа с пленкой тем и интересна, что ты получаешь знания о том, как вообще зародилась фотография». 

А: В аналоговом процессе, колористы и мастера, которые создавали пленку, закладывали определенные палитры цветов и другие характеристики, которые становятся видны при проявке, на оптической печати или оцифровке, это первый фактор, что это ложь.

Если пленку не печатают, а сканируют, то любой сканер вносит свои корректировки, и эти изменения настолько сильные, что кто-то их оставляет, кто-то правит. Поэтому да, я правлю кадры, но по большей части убираю нежелательные вещи, внесенные сканером. Например, оттенок мадженты. Или сканер вытягивает тени там, где тебе это не нужно.

Вся обработка на компьютере изначально построена на опыте оптической печати фотографии, когда мы цветной негатив вставляем в фотоувеличитель, и тремя фильтрами поправляем оттенок, делаем его теплее, холоднее, зеленее и так далее. Можно этого и не делать, но приходится, когда ты случайно неправильно замерил экспозицию. Многое зависит от того, кто проявляет плёнку, он может не знать, что ты неправильно выставил настройки, снял недо/переэкспонированно плёнку, и тогда в скане вылезают эти паразитные оттенки, которые приходится править. И самое интересное, что все настройки и ползунки фотошопа пришли в обработку, опираясь на опыт оптической печати. И когда ты обладаешь этими знаниями, связанными с плёнкой, то и обрабатываешь в фотошопе гораздо мудрее.

Хочется провести аллегорию, чтобы было понятно. Ну, вот, например, ты покупаешь в магазине пиццу, приходишь домой и разогреваешь. Но ты не знаешь, какую муку добавляли в её тесто, где росли томаты и насколько они спелые, какая по свежести колбаса или сыр в ней. Ты уже не можешь поменять тесто и ингредиенты. Поэтому работа с пленкой тем и интересна, что ты получаешь знания о том, как вообще зародилась фотография.

Многие фотографы, которые снимают сейчас на цифру, если не стремятся особо разобраться в истории, особенностях, никогда и не познают всех этих тонкостей. Это вообще очень глубокий вопрос. Можно было интервью делать только об этом. 

Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери



«Верх мастерства в пленочной фотографии для меня, это прийти вот в такой большой формат и снимать такие кассеты, где ты уже будешь знать, как ты проявишь тот или иной кадр».  

К: Окей, двигаемся дальше. У меня есть вопрос про проявку, раз мы про это заговорили. Есть всем фотографам известный фильм «Военный фотограф». Там опытный фотограф снимает кассету во время военных действий, потом отправляет эти снимки на проявку, где уже иной человек — мастер проявки приступает к работе. Проявщик делает несколько вариантов одного кадра, выбранного на обложку журнала, конечно, где один кадр контрастнее другого. Черные чернее, белый цвет ярче. Ты делаешь несколько вариантов одного кадра с разными цветами при проявке?

А: Ну начнём с того, что я сам не проявляю. Но прошу Мишу иногда проявить плёнку по push/pull процессу, чтобы сделать ее, грубо говоря, светлее и зернистее или наоборот уменьшить зерно. Так как я снимаю на плёнку в катушках, то там не получится проявить отдельно какой-то кадр светлее. А вот репортажные фотографы, пейзажисты,  снимавшие в 40-50-е на большой формат, они уже каждую кассету с отдельными листами плёнки подписывали, прямо находясь на съемке, писали, где усилить контраст или наоборот, и потом им лаборанты могли проявлять каждый кадр в нужных условиях. Наверное, верх мастерства в пленочной фотографии для меня, это прийти вот в такой большой формат и снимать такие кассеты, где ты уже будешь знать, как ты проявишь тот или иной кадр.


«В аналоговых фото либо один исполнитель, либо три: фотограф, проявщик, мастер печати».  

К: Получается, что каждый фотограф, снимающий на пленку, вынужден пройти несколько этапов: постоянно знакомится с новыми катушками с пленками, их особенностями. Должен изучать все технические характеристики камер, умело работать с экспозицией и внешними погодными или студийными условиями. Дальше это работа проявщика и оцифровщика, и только потом работа с печатью. Если ты не один, а работаешь в команде, то ты должен обучить того, кто проявляет твои кадры. Иначе ты можешь снять хорошо, а другой человек испортит всю работу, не верно добавив реактивы?

А: Аналоговых да. Либо один исполнитель, либо три: фотограф, проявщик, мастер печати.

Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери
Андрей. Белякова Кристина — репортажный и портретный фотограф в Твери

К: Зачем настолько усложнять себе жизнь? В чем ценность для тебя такой титанической работы с пленкой?

А: Хороший вопрос. На самом деле, это огромные траты в 2023 году снимать на пленку. Один из факторов любви к плёнке — это возможность держать её в руках, рассматривать позитивы на солнце, просмотровом столе или в проекторе (надо его когда-нибудь купить). Это так же как и с людьми, которые любят держать в руках  напечатанные книги. Постоянный эффект неожиданности полученного результата! Да, я усложняю себе жизнь, но и в то же время постоянно узнаю новое. Всё таки многие моменты в жизни, которые снимаешь на плёнку, выглядят «тёплыми ламповыми». Наш мозг любит приукрашивать картинку воспоминаний. Плёнка замечательно запечатлевает и улучшает моменты, так же как мозг, только уже в физическом виде. Не исключаю, что это только у меня так. Может, у меня уже профессиональная деформация. Часто люди испытывают яркие эмоции, когда держат напечатанный в руках кадр с плёнки. Похожий эффект от полароида: нажал на кнопку, и тут же из камеры вылезает кадр и проявляется в течение минуты. Щелчок на телефон, и этот кадр уже в соц. сети! Вот ради таких моментов, я считаю, стоит снимать на плёнку, хотя бы одну катушку в год или полароид.

К: Но ведь на цифре можно сделать несколько дублей, а потом выбрать нужный кадр из множества.

А: Это да. Но пленка имеет большую ценность тем, насколько ты с каждым разом все сильнее и сильнее оттачиваешь свой навык. На цифре тоже потихоньку набиваешь руку, но на пленке твой опыт гораздо дороже, потому что ты оттачиваешь его семимильными шагами, и временем, и душой, и нервными клетками, и пустым кошельком!

Есть один кадр, я его снял на рассвете в горах, но до сих пор не напечатал. Я бы этот кадр распечатал в формате 60 на 70 см,  повесил и любовался бы им. Да, и не стыдно было бы продать его. Хочется гораздо чаще печатать свои фото, пока такой привычки нет.






«На пленке твой опыт гораздо дороже, потому что ты оттачиваешь его семимильными шагами, и временем, и душой, и нервными клетками, и пустым кошельком!»


«Если ты снимаешь всю жизнь, не важно на пленку или цифру, ты превращаешься в своеобразного художника. Ты настолько оттачиваешь свое мастерство, что рисуешь светом. И если ты садишься рисовать, то в итоге этот кадр со временем признают искусством».   

К: Прекрасно! Давай зафиналим наш разговор. Что ты пожелаешь юным фотографам, которые сейчас хотят пойти снимать на пленку?

А: Посоветую вообще в руки пленку не брать! В 2023 году это безумно дорогое удовольствие. А дальше будет еще дороже.

Нет, конечно, брать в руки и снимать на пленочные камеры нужно. Потому что в процессе ты приходишь к таким фундаментальным вещам, которых не узнал бы, пользуясь только цифрой. Берите Зенит, желательно проверенный опытным фотографом, и снимайте потихоньку, пробуя разные плёнки. А дальше уже сердце подскажет, в каком направлении двигаться.

Если ты снимаешь всю жизнь, не важно, на пленку или цифру, ты превращаешься в своеобразного художника. Ты настолько оттачиваешь свое мастерство, что рисуешь светом. И если ты садишься рисовать, то в итоге этот кадр со временем признают искусством. Вероятность этого с годами становится гораздо выше. А потом уже вопрос вкуса, на что ты снимаешь. На какую камеру, на пленку или цифру. И ответ на этот вопрос, заключается больше не в том, на какую камеру ты снимаешь, а в том, чего хочешь достичь.